О пользе трения

Автор: менеджер Опубликовано 17. июн. 2015


Существует расхожее мнение, что успех в автомобильных соревнованиях и победы в уличных гонках зависят в основном от мощности двигателя и величины крутящего момента. С этим трудно не согласиться, поскольку это полностью соответствует законам физики, которых никто на отменял. Однако справедливо и то, что полученной отдачей двигателя нужно уметь распорядиться и направить энергию в правильном направлении без потерь, иначе труд мотористов пропадает даром.
Существует расхожее мнение, что успех в автомобильных соревнованиях и победы в уличных гонках зависят в основном от мощности двигателя и величины крутящего момента.

С этим трудно не согласиться, поскольку это полностью соответствует законам физики, которых никто на отменял. Однако справедливо и то, что полученной отдачей двигателя нужно уметь распорядиться и направить энергию в правильном направлении без потерь, иначе труд мотористов пропадает даром.

Другой важный момент — способность держать под контролем автомобиль, который с ростом мощностных показателей двигателя приобретает взрывную динамику разгона и высокую максимальную скорость. Это превращает машину в неуправляемый и опасный снаряд, если не будет возможности ее остановить. Передачей крутящего момента автомобиля занимается трансмиссия, где первым встречает мощностной поток сцепление, а для снижения скорости служит тормозная система.

Одна из немногих фирм, специализирующихся исключительно на этих двух узлах, — британская компания Alcon. Читателям нашего журнала она интересна главным образом тем, что выпускает компоненты преимущественно для автоспорта и тюнинга.

А зачем все эти навороты — неужели штатные сцепления и тормоза так плохи, что не справляются со своими обязанностями? Я помню давний разговор на одном из российских автозаводов, где по поводу тормозных свойств популярного легкового автомобиля мне было сказано, что они укладываются в соответствующий ГОСТ и не нуждаются в улучшении.

Действительно, что еще нужно? Открывай этот самый ГОСТ и тормози на здоровье. Вот только торможение, может стать последним для этого автомобиля. Тогда понятие тюнинг было мало кому известно, а для повседневной езды в штатных режимах серийных комплектующих вполне хватает.

А если за рулем — любитель спортивной езды с частыми разгонами, ударными переключениями коробки передач и торможениями, при этом обороты двигателя и не думают приближаться к средним и тем более холостым. На пару-тройку подобных циклов штатных сцепления и тормозов может хватить. А что будет потом, особенно когда машина мощная и тяжелая? Характерный запах сгоревших фрикционных накладок возвестит о том, что замена сцепления на подходе, не говоря уже о резкой потере в динамике разгона.

Что касается тормозов, то события практически всегда развиваются по схожему сценарию.
Сначала все идет нормально, затем в паре трения диск-колодка растет температура, вследствие чего закипает тормозная жидкость и снижается тормозной момент из-за уменьшения коэффициента трения материала колодки. Еще один неприятный факт — коробление дисков и потеря ими первоначальной формы, о чем водителя сразу проинформирует тормозная педаль. Замена колодок и тормозной жидкости не может полностью устранить эти неприятные явления. Применить гоночные технологии в тормозах со стоимостью нового отечественного автомобиля. Ненамного отстает в цене от таких тормозов комплект тюнингового или спортивного сцепления — но когда игра стоит свеч, за них приходится платить.

Лучшими поставщиками таких форсированных комплектующих, разумеется, будут компании работающие на два фронта: автоспорт и тюнинг. Одна из таких фирм — компания Alcon, обладающая богатым гоночным опытом. Она была одной из скоростных дорожных машин. Становится понятно, почему цена полностью комплектной тормозной системы может сравняться первых, кто использовал знания, полученные в результате спортивной эксплуатации сцеплений и тормозных систем, так сказать, в мирной жизни. Чего стоит хотя бы серия тормозных скоб monoblock, имеющая сходную в общих чертах конструкцию со скобами автомобилей Формулы 1 и спорт прототипов. Сборные тормозные диски с алюминиевой ступицей, без которых не обходится сегодня ни один гоночный автомобиль, давно составляют производственную программу Alcon для тюнинга.

При этом в дорожных тормозах и тюнинговых сцеплениях компании используются самые передовые разработки в этой области, включая меры по увеличению ресурса За время своего существования с 1984 года фирма Alcon один из лидеров в своей области, занимая наряду с Brembo и АР Racing достойное место в первом эшелоне производителей тормозов для автомобилей различных гоночных формул, в том числе Формулы 1. Опыт, полученный в соревнованиях, позволяет компании производить тормоза для мощных спортивных дорожных автомобилей. Ими уже воспользовались такие марки, как Aston-Martin, Bentley, Callaway, Ford, Jaguar, Land Rover, Rolls-Royce, а также хорошо знакомые в нашей стране Brabus и Subaru, автомобили которой готовит к соревнованиям английская фирма Prodrive. Что касается непосредственно Формулы 1, то компания Alcon с 2000 года является разработчиком и поставщиком тормозных систем для команды Toyota, а с 2003 года — команды BAR-Honda.

Ассортимент сцеплений Alcon включает одно- и многодисковые фрикционные муфты с ведомыми дисками диаметром от 115 до 200 мм, изготовленными из металлокерамики и карбона.

Сцепления Alcon взаимозаменяемы со штатными маховиками практически всех выпускаемых серийных автомобилей, благодари чему можно подобрать этот важный узел трансмиссии в соответствии с индивидуальными требованиями.

Производственная программа тормозных комплектующих Alcon охватывает традиционные чугунные диски до 400 мм — как цепные, так и сборные, в комплекте с которыми поставляются ступицы из специально подготовленного высококачественного алюминия.

Компания Alcon экспериментирует с новыми материалами и технологиями — для скоростного седана Brabus Е V12 специалисты разработали карбоновые диски. Фирма производит внушительный набор тормозных скоб различной конфигурации — от небольших 2-поршневых и машинок до 6-поршневых мощных механизмов, включая изделия серии monoblock, а выполненные на станках с ЧПУ из цельной заготовки. Для особых случаев Alcon может предложить уникальные 6-колодочные скобы и скобы с 12 поршнями.

Таким образом, компании Alcon и удалось приручить трение, заставив выполнять полезную работу, — иногда и разрушающая сила может созидать. Перефразируя Высоцкого, скажем, что не все на свете портится от трения.